Суббота, 27.04.2024, 22:47
Приветствую Вас Гость | RSS

САЙТ О СТАНИЦЕ ВОРОВСКОЛЕССКОЙ

Меню сайта
Форма входа

Дореволюционный период

 


Захаревич А.В. Трагическая судьба войскового старшины Ф.М. Персиянова 1-го // II Виноградовские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции (7 апреля 2018 г.). Армавир: АГПУ. 2018. С. 46-49.

/tragicheskaja_sudba.doc


Захаревич А.В. Донские казаки в плену у горцев и пути их выхода оттуда в 1805-1812 годах //Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. В. 70. Ростов н/Д., 2018.

/zakharevich.pdf


Захаревич А В. Степень участия войскового старшины Ф.М. Персиянова 1-го в отводе донских казаков на Кубань после подавления Есауловского восстания в 1794 г. // Казачество России в бунтах, смутах и революциях (к столетию событий 1917 года). Материалы Всероссийской научной конференции. г. Ростов-на- Дону, 4-5 октября 2017 г. Ростов-на-Дону. Изд. ЮНЦ РАН. 2017 - С. 122-126.

/stepen_uchastija_f.m-persijanova.doc


Из станицы Воровсколесской // Кубанские войсковые ведомости, 1868. - № 26.


 

Северный Кавказ, 1889. - №61


 

Из станицы Воровсколесской // Северный Кавказ, 1889. - №61


 

Из станицы Воровсколесской // Северный Кавказ, 1889. - № 76


 

Тупикин И. Я. Землетрясение и снег //Кубанские ведомости, 1893. - №8


 

Тупикин И. Я. Из станицы Воровсколесской // Кубанские областные ведомости, 1894. - №26. (о столетнем юбилее станицы)


 

Станция Курсавка, ростовской ж.д. //Северный Кавказ, 1895. - №87 (про землетрясение)

30-го апреля, в 6 часов утра, в станице Воровсколесской, Баталпашинского отдела Кубанской области, в селении Казинском, хуторе Суркуле, Султановской волости и поселке Куршавском, находящемся на станции Курсавки, Александровского уезда Ставропольской губернии население было сильно напугано довольно сильным подземным толчком, повторившемся через час в более слабой степени. Первый подземный толчок настолько был силен, что в некоторых домах станицы Воровсколесской попадали кирпичные трубы с крыш и причинил лишь небольшой материальный ущерб, но несчастий с людьми не было.  Местность в которой расположены станица Воровсколесская и селение Казинское, -  гористый район, в котором были слышны, насколько нам известно, подземные удары захватывает пространство, по меньшей мере, в 225 кв. версты. Подземные толчки, по мнению лиц испытавших их, исходили по направлению от запада к востоку. По словам местных старожилов, 20 (? не разборчиво) лет тому назад в станице Воровсколесской в течение целого дня были настолько сильны подземные толчки, сопровождавшиеся продолжительными сотрясениями почвы, что жители предполагали даже совершенно выселиться из станицы.


Тупикин И. Я. Станица Воровсколесская //Кубанские областные ведомости, 1895. - №44. (про празднование 100-летия станицы)


 

Тупикин И. Я. Станица Воровсколесская //Кубанские областные ведомости, 1898. - № 58. (о холодной зиме)


 

Тупикин И. Я. Станица Воровсколесская //Кубанские областные ведомости, 1898. - № 84. (про апрельскую метель)


 

Живило К. Путевыя заметки //Кубанские областные ведомости, 1902. - № 116. (географическое и хозяйственное описание станицы)



Станица Воровсколесская // Народная речь, 1907. - №21

 
Соловьёв И. А. Некоторые эпизоды из жизни ст. Воровсколесской начала XIX столетия (2011 г.)

 

Весной этого года моим американским знакомым обнаружены фотокопии документов, имеющих непосредственное отношение к станице Воровсколесской. Это бесценные памятники истории – метрические книги станицы Воровсколесской за 1804 и 1805 гг. (ГААО, ф. 595, оп. 1, д. 6905), которые мне не выдали, когда я работал в Астраханском архивохранилище, по причине их ветхого состояния. Зная о скудном финансировании реставрационных работ в государственных архивах, я уже не надеялся познакомиться с этими важнейшими документами. Оказывается, что американские мормоны из штата Юта в нашумевшем процессе «скупки мёртвых душ» и обращения их в свою веру ещё в 1990-е гг. микрофильмировали многие списки людей, в т. ч. и метрические книги ст. Воровсколесской. Теперь эти плёнки можно заказать во многих библиотеках США.

Долго я вникал в неразборчивый почерк священника Николаевского молитвенного дома ст. Воровсколесской Петра Фёдоровича Спиридовского, рукой которого составлены были более двух веков назад метрические книги ст. Воровсколесской. И всё же мне удалось большинство фамилий буквально расшифровать. Обе метрические книги помещены на этом сайте.

Проведённый статистический анализ метрических книг позволяет получить ясную картину демографического развития станицы Воровсколесской двухсотлетней давности. Данные «метрик» подтверждают, что рождаемость была очень высокой на уровне максимальных физиологических возможностей.

В 1804 г. коэффициент рождаемости в станице составлял 42,9‰ (количество рождений на 1 тыс. чел., табл.). Однако не каждый год отмечалась столь высокая рождаемость, уже на следующий год она снизилась до 28,5‰, хотя и это был высокий показатель. За эти годы мальчики рождались чаще девочек. Мальчиков родилось почти в два раза больше девочек (23 против 12). Крестили детей, как правило, в день их рождения, таким образом, хотели защитить их от болезней.

Таблица

Основные демографические показатели населения ст. Воровсколесской за 1804–1805 гг.

Год

Единицы измерения

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Число браков

1804

чел.

21

16

5

10

42,9

32,7

10,2

20,4

1805

чел

14

13

1

4

28,5

26,5

2

8,1

 

Наряду с высокой рождаемостью отмечалась и сверхвысокая смертность. Так в 1804–1805 гг. коэффициент смертности в станице составил 31,2 и 30,8‰, соответственно. Наиболее высокой смертность являлась в детском возрасте. На долю детей приходилось почти треть (31%) от общего количества смертей (!). Только за 1804–1805 гг. в станице умерло 9 детей преимущественно в младенчестве. В гендерном отношении среди умерших, что не характерно для сегодняшнего дня, преобладали женщины. В частности в 1804 г. на 2 души женского пола умерло больше, чем мужского, а на следующий год на 3. Одной из причин этого являлись частые роды.

Высокие уровни смертности и рождаемости определяли небольшой естественный прирост населения станицы. В 1804 г. благодаря воспроизводству населения людность Воровсколесской выросла только на 5 чел. (на 1%), а в 1805 г. – на 1 чел. (на 0,2%). 

На высоком уровне отмечалась в станице брачность. В 1804 г. было зарегистрировано 10 браков (20,4‰), из них первичных 7 и 3 вторичных, последние заключали овдовевшие лица. Как правило, церковь не чинила препятствий для заключения повторных браков. Количество браков, как и рождаемость, существенно варьировалось от года к году. Например, в 1805 г. было заключено только 4 супружеских союза (8,1‰), в т. ч. 2 первичных (табл.). Немалое число вторичных браков объясняется, главным образом, высокой смертностью, а также частыми случаями пленения казаков горцами во время «хищнических набегов».

Обнаруженные «метрики» помимо демографической характеристики станицы позволяют уточнить некоторые исторические события и проживание в Воровсколесской различных служилых и прочих лиц. В данных документах присутствовало множество незнакомых фамилий, которых не было в ревизской сказке станицы Воровсколесской за 1816 г. (опубликована в моей книге). Среди таковых отмечу следующие казачьи семьи: Калиновых, Бешеновых, Демидовых, Бобровых, Лукьяновых, Сергеевых, Мохеевых, Шипиловых, Бутусовых, Радионцевых, Бирюковых, Ивановых, Тихиных и др. Возникает вопрос, куда делись целые семьи станичников, ведь не было массовых переселений из Воровсколесской в этот период? Очевидно, что многие члены этих казачьих фамилий стали жертвами горцев в известном разгроме станицы Воровсколесской в мае 1807 г.

Данные документы подтверждают службу в станице Воровсколесской в начале XIX в. 16-го егерского полка под руководством прославленного полковника Афанасия Фёдоровича Асеева. В метрической книге за 1804 г. в первой части о рождённых находится следующая запись: «6 ноября у хорунжего Козьмы Краснополова родился сын Александр, обмолитвен и крещён того числа. Восприемником был 16-го егерского полка полковник Афанасий Асеев».  Полк, в котором он служил, сформирован 17 мая 1797 г. как 17-й егерский полк; с 1898 по 1801 г. именовался по шефу, 29 марта 1801 г. назван 16-м егерским и в 1819 г. назван 43-м егерским, однако в 1825 г. прежнее именование 16-м егерским было возвращено.

16-й егерский полк находился в составе 19-й пехотной дивизии и принимал участие в войнах с персами в 1804-1813 и 1826-1829 гг. и с турками в 1806-1812 и 1828-1829 гг., также полк нёс кордонную службу на Кавказе и неоднократно имел боевые столкновения с горцами. Известный казаковед В. Потто об этом полку писал: «…16-й Егерский полк («зелёные егеря») генерал-майора Петра Гавриловича Лихачёва прибыл на Верхнюю Кубань. Этот полк был знаменит тем, что первым среди «кавказских частей» отступил от форменной одежды. Вместо киверов, узких мундиров, низких сапог, тяжёлых ранцев и неудобных патронных сум были введены черкесские папахи, просторные зелёные куртки, широкие зелёные шаровары, высокие сапоги, холщовые мешки через плечо, на поясе – патронташи...» (Потто В. А. Кавказская война. – Т. 1. – Ставрополь, 1994. – С. 614).

Командиром полка с 8 октября 1800 г. по 20 апреля 1803 г. являлся  подполковник Афанасий Фёдорович Асеев. Во время службы  на «сухой линии» (между реками Кубанью и Кумой) 26 ноября 1804 г. подполковник (с 23.04.1806 г. полковник) Асеев награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. С 30 августа 1807 г. по 8 февраля 1811 г. он являлся шефом 17-го егерского полка.

В той же метрической книге находим другого офицера неизвестного полка Павла Тяпку (неразборчиво написано), который стал крестным отцом сына станичного священника Петра Фёдоровича Спиридовского.

Среди крёстных отцов (восприемников) детей воровсколесских казаков встречаются рядовые 16-го егерского полка. Например, в 1804 г. восприемником сына казака Михея Бешенова стал егерь Иван Иванов, сына Прасковьи Мохеевой – егерь Михаил Васильев. 

В метрических книгах записаны вахтёр провиантского магазина Иван Оленов с женою Анной (1805 г.), а также семья мещанина Михаила Сорокина (жена Матрона Антоновна) и беломорский грек Михаил Иванов.

Я долго не мог поверить, что уже в то время в станице проживали греки. Кто же такие беломорские греки? Оказывается беломорскими в России в конце XVIII – первой половине XIX веки называли греков, вышедших из Малой Азии и ранее проживавших на берегах Мраморного моря или на островах с месторождением белого мрамора. Из другого источника известно, что Мраморное море одно время якобы называлось белым. К сожалению, нет сведений, как грек Иванов оказался в Воровсколесской? Известно, что правительство Российской империи в то время привлекало на Кавказ представителей христианских народов армян, грузин и греков. Теперь становится ясным, почему станичники тогда ещё на незаселённой Хохловке назвали ручей и балку Грековкой. Свидетельством этому могут служить воспоминания Шаршакова от 1960 г. Он говорил: «…Поселились они по течению речки, которая называется Грековкой. По рассказам стариков в вершине жила семья греков, которые были в плену у горцев и сбежали. И управление станицы разрешило им поселиться подальше от станицы. Но эта семья всё-таки была уничтожена горцами, но за речушкой осталось название Грековки». Познакомившись в Ставропольском краеведческом музее с этими воспоминаниями, я не придал истории про Грековку большого значения и не стал публиковать в своей книге, оказывается что напрасно.

Из метрик за 1804 г. известно, что в станице занимали высшие должности среди неофицерских чинов пятидесятники Филипп Демидов, Иван Иванов и Козьма Ассередчеков, а также урядник Филипп Бирюков.

Ещё один архивный документ проделал далёкий путь из Астрахани в Америку, а затем в Воровсколесскую – это дело о переводе по службе местного священника Павла Артамоновича Прокопьева в связи со смертью его отца (ГААО, ф. 599, оп. 2, д. 992). Для истории станицы это дело идентифицирует ранее неизвестного и вероятно самого первого священника Воровсколесской Павла Прокопьева. Из рапорта от 19 ноября 1800 г. протопопа и Георгиевского благочинного Симеона Васильева, адресованному Архиепископу Астраханскому и Моздокскому кавалеру ордена Александра Невского Платону, следует: «Моего ведома в селе Нины (Советский район. – И. С.) священник Артамон Прокопьев сего ноября с 3-го на 4-го числа в ночи волею божией помер, и того же 5-го дня мною с прочими священноцерковнослужителями по-христиански погребен, который в том селе служил лет под 10-ть, стараясь церковь построить, и спокойно с прихожанами проживал, оставил тут дом исправный, скотину, и жену уже престарелую, дочь девицу…, малолетка сына в семинарии. А хоть и есть сын его родной моего ведома в слободе Новогригорьевской (современный г. Зеленокумск. – И. С.)диакон Дмитрий Артамонов, но и оной по большей части по бедности своей, ему пропитание заимствовали, тоже от того покойника его отца. Почему в рассуждении прописанном всех обстоятельств, дабы того покойника дом, и имущество…, и дети с матерью не разорились вовсе и не до крайней бедности не соблаговоления будет того покойного сына… Александровского уезда ст. Воровсколесской священника Павла Артомонова перевести в ту Нину на место отцовское местным пастырем; а если сего не благоугодно будет,  то хотя бы благо рассудите или с тем диаконом Дмитрием Артомоновым подобную учинить. О чём вашему высокопреосвященству всенижайше на архипастерскую резолюцию представляю. Ноября 19 дня 1800. Георгиевск». Из рапорта явствует, что благочинный священник, чтобы поддержать хозяйство умершего Артамона, ходатайствовал о переводе в село Нины его детей или Павла из ст. Воровсколесской или Дмитрия из слободы Новогригорьевской.

Из этого дела становятся известными различные детали, касающиеся жизни Павла Прокопьева. На 1800 г. настоятелю Воровсколесского молитвенного дома насчитывалось 33 года, он был женат и имел троих детей: Евдокию (12 лет), Федота (7 лет), Акулину (2 года). Из них первые двое обучались в духовной семинарии. О качествах священника написано следующее: «в должности исправен, и к церкви усерден…». Известно, что он в священники произведён 5 апреля 1799 г. Это, возможно, значит, что Николаевский молитвенный дом в станице Воровсколесской был открыт в 1799 г., то есть через 6 лет после её основания. Так или иначе, это первое упоминание о Воровсколесском молитвенном доме. Закончилась эта история положительно для Павла, по указу от 18 ноября 1800 г. его перевели к Покровской церкви села Нины, куда он отправился, по сведениям иерея Василия Мухина, уже 23 ноября. Его место в 1801 г. занял Пётр Спиридовский, убитый горцами при разгроме станицы Воровсколесской в мае 1807 г.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить станичников, которые изъявили желание пополнить свои семейные библиотеки моей книгой по истории ст. Воровсколесской, а также за тёплые отзывы о моей скромной работе. Я также признателен за любезную помощь в распространении книги Наталье Петровне Еловой, Сергею Михайловичу Красе, Татьяне Николаевне Красе и Нине Исаковне Соловьёвой.

 


 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
и
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz